Биометрия Ростелеком: мы все под колпаком или еще нет?

23.01.2023

Биометрия Ростелеком — сервис, открывающий перед людьми большие возможности с позиции удаленного получения услуг через Интернет. Ниже рассмотрим, что это за опция, какие новшества она предлагает, и как правильно ей пользоваться.

Что за сервис

Единая биометрическая система Ростелеком — цифровая платформа, являющаяся частью механизма удаленной идентификации. Система анализирует данные человека и распознает его по разным биологическим и поведенческим характеристикам. Всего существует несколько типов биометрии: голос, лицо, радужная оболочка глаз и рисунок вен на руке.

Инициатором создания биометрической платформы являются два органа РФ — Минсвязи и Центральный банк. Цель внедрения системы — сделать услуги, требующие подтверждения личности, более доступными (в том числе через Интернета). После подключения к биометрии Ростелеком жители удаленных регионов получают ряд дополнительных возможностей в разных сферах.

Биометрическая система Ростелеком отличается повышенным уровнем надежности и защитой с помощью специального «ключа». Его нельзя потерять и крайне трудно подделать. Иные способы идентификации не отличаются надежностью, ведь всегда остается риск утери или взлома.

В целом, старт нововведению дан в 2017 году, когда правительство России разработало программу цифровой экономики РФ. Внедрение системы биометрии стало одним из ее элементов. В роли оператора в феврале 2018 года назначена компания Ростелеком (распоряжение №293-р от 22.02.2018 года. В функции компании входит сбор, хранение и обработка данных клиентов с последующей передачей в финансовые учреждения.

Биометрия Ростелеком имеет ряд особенностей:

  1. При проверке пользователя применяется два типа биометрии — голос и лицо.
  2. К участию в разработке сервиса привлекаются лучшие разработчики РФ в биометрической сфере.
  3. Система оперативно выявляет «подделку» и определяет мошенников, пытающихся пройти идентификацию обманом.

Биометрия работает с высокой точностью. Вероятность ошибки — не более 1 случая на 10 000 000 проверок. Предел погрешности определяется приказом министерства, занимающегося вопросами связи, цифрового развития и массовых коммуникаций.

Для чего нужен

Для пользования всеми возможностями системы необходимо приложение Биометрия Ростелеком.  Его можно скачать в магазинах AppStore и Play Market по ссылкам apps.apple.com/ru/app/%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%8F/id1436489633?l=ru и play.google.com/store/apps/details?id=ru.rtlabs.mobile.ebs.android&hl=ru соответственно. Программа разработана для того, чтобы банкам был проще идентифицировать клиентов (в том числе дистанционно). При этом зарегистрировать биометрию через приложение пока нельзя. Программа используется только для верификации пользователя по уже имеющемуся изображению и записи голоса.

В целом, единая биометрическая система Ростелеком при наличии доступа к Госуслугам открывает возможность проверки и аутентификации человека без его личного посещения. К примеру, клиент может открыть в банке счет или вклад, а также получить деньги в кредит. Кроме финансовой сферы, биометрия Ростелеком будет полезна и в других секторах:

  • здравоохранение;
  • образование;
  • E-Commerce;
  • ритейл;
  • государственные услуги.

Как отмечалось, проверка пользователя осуществляется по двум критериям — голосу и лицу одновременно. Что касается отпечатков пальцев, они не могут применяться для решения большого круга задач из-за низкой чувствительности. А вот по поводу очков, бороды или косметики все значительно проще: это не влияет на качество идентификации.

Как пользоваться

Для пользования возможностями биометрии Ростелеком необходимо зарегистрироваться в системе. Для этого нужно открыть счет в одном из банков, подключенном к сервису. Процесс состоит из двух этапов:

  • Регистрация. Человеку необходимо прийти в банк и заявить о желании участвовать в программе биометрии Ростелеком. Работник финансового учреждения помогает с регистрацией на сайте Госуслуг, если этот вопрос не был решен ранее. После этого снимаются биометрические данные с последующей загрузкой в систему. Адреса банковских отделений, где можно зарегистрироваться, можно найти на карте ресурса bio.rt.ru.

  • Удаленная идентификация. После регистрации доступно дистанционное получение услуг. Для этого нужно бесплатно скачать приложение Биометрия от Ростелеком или воспользоваться специальной программой на компьютере. Идентификация происходит посредством озвучивания контрольной фразы, глядя в камеру телефона или ПК.

Если пользователь сам подтверждает учетную запись Госуслуг, это можно сделать следующими способами:

  1. Прийти с удостоверением личности и СНИЛС в Центр обслуживания.
  2. Пройти идентификацию онлайн через веб-версии Интернет-банков или приложения для смартфонов ряда банков (Почта Банк, Сбербанк и т. д.)
  3. Заказать получение кода подтверждения почтой РФ и т. д.

Общий процесс идентификации имеет следующий вид:

  • Откройте интернет-сайт финансового учреждения или мобильное приложение.
  • Выберите подходящую опцию.
  • Авторизуйтесь в системе Госуслуг и дайте разрешение на передачу личных данных.
  • Скажите контрольную фразу или набор символов, смотря прямо в камеру.
  • Дождитесь идентификации с помощью встроенных алгоритмов.

На всю процедуру уходит не более нескольких минут. При этом для идентификации через Биометрию Ростелеком необходимо только наличие Интернета, ПК или телефона. Таком способом можно открыть счет из любой точки планеты без привязки к расположению.

В дальнейшем человек может в любой момент удалить биометрию из системы. Для этого нужно войти в личный кабинет ЕСИА, перейти в настройки профиля и раздел Усиленная проверка входа. Там необходимо нажать на крестик.

Судя по отзывам, биометрия Ростелеком не всегда работает корректно.

Если возникают сложности, этому может быть несколько причин. В идентификации участвует несколько сторон, среди которых банки, разработчик, вендоры биометрии и обычные граждане. Если возникают сбои, нужно писать на форму обратной связи через ресурс bio.rt.ru.

Биометрия Ростелеком — сравнительно новая опция, обеспечивающая удаленный доступ ко многим услугам. Для идентификации личности используется только изображение лица и голос. При этом люди сами принимают решение — добавлять свои персональные данные для идентификации или нет.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Ещё по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *